Перейти к основному содержанию
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.05.2025 № 1264-р «Утверждение Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года»
  2. Приказ Минпросвещения России от 20.12.2024 № 969 «Об утверждении Порядка прохождения гражданами Российской Федерации подготовки для включения в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними»
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 29.10.2024, одобрен Советом Федерации 06.11.2024)
  4. Постановление президиума РАО от 30.11.2023 № 8/2 «Этический кодекс наставника в Российской Федерации»
  5. Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  6. Приказ Минобразования Новосибирской области от 25.03.2022 № 564 «Об утверждении примерного положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области»
  7. Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 09.03.2021 № 0168-од «Об утверждении Положения о наставничестве для вновь назначенных руководителей и педагогов муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска»
  8. Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
  9. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»  
     
  1. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В. Грачева, В. И. Серикова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 1 электрон. опт. диск (DVD-R). – Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdfфайлов. – Загл. с экрана. ISBN 978-5-503-00417-5

  2. Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского Края по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников. / авторы-составители Н.П. Чувирова, Е.Г. Забашта. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края,- 2022, - 46 с.

  3. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Учительская газета. URL: https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-2/ (дата обращения 22.11.2022)

  4. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей. ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020 –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool

  5. Агаркова Е.И. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей // Методист. – 2009. – №8. – С. 14 – 17. 

  6. Акимов А.М. Персонифицированный подход к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – С. 296 – 299. 

  7. Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дисс.… к.п.н. [Текст] / С.Г. Антипин. – Нижний Новгород, 2011. – 24 с. 

  8. Багракова А.Я. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. 2008. №4. С. 296—311. 

  9. Базарнова Н.Д., Игнатьева Е.В. Наставничество в современной школе: миф или реальность //Вестник Минского университета. – 2018. – № 6. – С. 93 – 101.

  10. Балагурова М.С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов // Инновационные педагогические технологии: материалы YII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань: Бук. 2017. – С.38 – 40. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/ (дата обращения 06.10.2020 г.)

  11. Батышев С.Я. Управление наставничеством: метод. рекомендации. – М.: Госпрофобр, 1983. — 50 с.

  12. Бачин Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4. – Ч. 1. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (дата обращения: 06.10.2020).

  13. Березина Е.С., Грязнова Е.Р., Борщева Ю.А. Принципы, методы и технологии обучения персонала в современных организациях // Экономика и управление: теория, методология, практика. – Пенза: «Наука и просвещение», 2018. – С. 77 – 90.

  14. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент// Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.

  15. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Научное издание «БРЭ», 2007, – С. 1887.

  16. Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: книга для учителя /С.Г. Вершловский и др.; под ред. С.Г. Вершловского. – М.: Просвещение, 1988. – 141 с.

  17. Воробьева Е.В. Сравнительный анализ коучинга и наставничества / Е.В. Воробьева, В.А. Разуменко, Н.К. Семенова //Молодой ученый. – 2016. – №№2. – 1193 – 1196.

  18. Габова М.А. Сопровождение мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на территории Республики Коми. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по организации наставничества в образовательной организации. – Сыктывкар, ГОУДПО «КРИО», 2019.

  19. Галицких Е.О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е.О. Галицких, О.В. Давлятшина // Педагогический имидж. – 2016. – №3(32). – С. 16 – 26.

  20. Галкина Т.Э. Персонифицированный подход в системе повышения квалификации / Т.Э. Галкина, Н.И. Никитина // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – 2011. – Вып. 2 (7). – С. 40 – 45.

  21. Гедгафова Л.М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2011. – Вып. 1. – С. 119 – 124.

  22. Головицина Ю.Б. Клуб «Профессиональный дуэт» как одна из форм работы с молодыми специалистами // Методист. – 2016. – № 7. – С. 17—22.

  23. Головичева Л. В каком направлении идти? наставничество как важная составляющая самореализации психолога // Школьный психолог — Первое сентября. –, 2014. – № 12. – С. 40 – 41.

  24. Голубь А.А. Актуальность модели Д. Киркпатрика как инструмента оценки эффективности обучения персонала. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnostmodeli-d-kirkpatrika-kak-instrumenta-otsenki-effektivnosti-obucheniya-personala (Дата обращения 10.10.2020 г.).

  25. Даммерер Й. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей / Й. Даммерер, В. Циглер, С. Бартонек. Пер. с нем. Л.И. Даниловой //Ярославский педагогический вестник. – 2019. – URL https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorstvo-i-kouching-kak-osobye-formy-nastavnichestva-privhozhdenii-v-professiyu-molodyh-uchiteley-per-s-nem-l-n-danilovoy (Дата обращения: 12.10.2020 г.)

  26. Денисова А. Эффективность обучения: как правильно ее оценить? – URL: http://www.hr-portal.ru/article/effektivnost-obucheniya-kak-pravilno-ee-otsenit. (дата обращения: 10.10.2020 г.)

  27. Джой-Меттьюз, Д. Развитие человеческих ресурсов / Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.

  28. Джейкобс Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. /Пер. с англ. / Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. – СПб: Б.С.К., 1997. – 235 с.

  29. Джеймс У. Психология. – М.: РИПОЛ-классик, 2018. – 616 с.

  30. Долгушева А.Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013. № 4. – С. 264-268.

  31. Дудина Е.А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник НГПУ. – 2017. – №1.– С. 49 – 62.

  32. Ермаков Д.С. Персонализированная модель «в цифре»/ Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов //Образовательная политика. – 2019. – №3 (79). – С.132 – 141.

  33. Ермаков Д.С. Шкалирование учебных целей в персонализированной модели образования / Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина, С.А. Яцкевич /Под ред. Е.И. Казаковой. – М.: АНО «Платформа новой школы», 2019. – 48 с.

  34. Ермаков Д.С. Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования /Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина / Под ред. Д.С. Ермакова. – М.: АНО «Платформа новой школы», 2019. – 56 с.

  35. Загребельная С.В. Моделирование тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей: на примере учителей начальных классов6 автореф. дис. к.п.н. – Тамбов, 2007. – 24 с.

  36. Зембицкая М.В. Поддержка молодых учителей как приоритет кадровой политики США в сфере школьного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №2. – С. 124 – 128.

  37. Зёлко А.С. Mentoring case: компендиум для начинающих наставников: учебно-методическое пособие. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018. – 81 с.

  38. Зоткин А.О. Молодые учителя и будущее образование // Народное образование. – 2013. – №6. – С. 124 –128.

  39. Исследование предметных и методических компетенций учителей – URL: https://academy.prosv.ru/teachers (дата обращения 12.10.2020).

  40. Казакова Е.И. Персонализированная модель образования: методическое пособие / Е. И. Казакова, Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов. – М.: АНО «Платформа новой школы», 2019. – С. 27 –33.

  41. Кириллов П.Н. Школа возможностей: индивидуальные траектории развития / П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина // Образовательная политика. –2019. – № 3 (79). – С. 142 – 50. 

  42. Кларин М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг. – М., 2017.

  43. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Тезисы конференции «Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт». – Барнаул, 2007. – С. 234 – 236.

  44. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. – М. -Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с. 

  45. Комберг Б.В. Наставник молодежи // Природа. – 2014. № 6. – С. 74-79.

  46. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с. 43. Кошелева О.Е. Государство как наставник: воспитательные образцы для просвещенного россиянина XYIII в. // Вопросы воспитания. – 2011. – №1. – С. 78 – 91. 

  47. Кривунь М.П. Особенности профессиональной деятельности педагогатьютора // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.1. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 450 с. – С.83 – 88. 

  48. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … к.п.н. – М., 2007. – 27 с. 

  49. Курьякова Т.С. Педагогические условия обеспечения персонализации личности студента – будущего педагога в вузе // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №3(6). – С.175 – 177. 

  50. Литвиненко Н. Способы оформления наставничества и их правовые последствия // Трудовое право. – 2015. – №8. – С. 61 – 70.

  51. Лучкина Т. В. Повышение профессиональной компетентности начинающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт // Профессиональное образование за рубежом. – 2012. – №2 (6). – С. 67 – 75.

  52. Марголис А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов / А. А. Марголис, М. А. Сафронова, А. С. Панфилова, С. М. Шишлянникова // Психологическая наука и образование. – 2015. –Т. 20, № 5. – C. 77 – 91. 
    50. Макарова О.Б. Традиция, проверенная временем // Законность. – 2012. – №2. – С. 25 –27.

  53. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.40 –56.

  54. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.;

  55. Масалимова А.Р. Модель компетенций современного наставника // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 4(3). – С. 104.

  56. Масалимова, А. Р. Корпоративная подготовка наставников. – Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2013. –183 с.

  57. Материалы совместного заседания Государственного совета и Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России от 23 дек. 2013 года // ГосМенеджмент. – 2018. – № 8. – URL: http://www.gosman.ru/politics?news=33753 (дата обращения 06.10.2020).

  58. Махмутов М.И. Педагогика наставничества. – М., Советская Россия, – 1981. 

  59. Мельникова, Н.В. Наставничество: Метод обучения персонала. – URL: http://www.hr-land.com/pages/art20080212_150.html (дата обращения 06.10.2020).

  60. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. B.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010. – URL: https://portal.ivedu.ru/dep/mouofurmn/commondocs/metodicheskaya_slujba/metod_i_pravov_obespech/metod ika%20ocenki_%28Shadrikova%29.pdf (дата обращения 12.10.2020).

  61. Михайлов А.В. Школа как самообучающаяся организация // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Выпуск 1. – URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1947 (дата обращения 06.10.2020).

  62. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Научное издание «Большая русская энциклопедия», 2007. – С. 1887.

  63. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: дис. д-ра психол. наук. – М., 1995. –408с.;

  64. Многоуровневая практика наставничества в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей города Севастополя «Дворец детского и юношеского творчества». – Севастополь, 2019. – 144 с.

  65. Модель GROW: метод наставничества. – URL: https://hr-portal.ru/story/modelgrow-metod-nastavnichestva (дата обращения 06.10.2020).

  66. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с.

  67. Наставничество в образовательной организации / сост.: С.В. Бондаренко, М. Ю. Ефимочкина [и др.]; под общ. ред. Г. А. Вашкиной. – Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 88 с.

  68. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. – М.: Прометей, МПГУ, 2002. – 316 с.

  69. Онушкин, В. Г. Персонификация образования / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. –М.: АПО, 1999. – Т. 2. – С. 246 – 247.

  70. Основы социального наставничества: практическое пособие / под общей редакцией Коневой Е.В. – Ярославль, 2014. – 127 с.

  71. Отрубянникова Д. Мировые практики использования системы наставничества. – URL: https://hrbazaar.ru/articles/mirovye-praktiki-ispolzovaniya-sistemynastavnichestva/ (дата обращения 06.10.2020).

  72. Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы. Математика /Л.О. Денищева и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой. – М.; СПб: Просвещение, 2013. – 100 с.

  73. Памятка наставникам (руководителям стажировки). – URL: http://kadry24.krskstate.ru/dat/bin/art/23822_pamytka_nastavnikam.pdf (дата обращения: 06.10.2020).

  74. Панфилова Л.Г. Персонифицированное управление аналитико-экспертной деятельностью педагога: аспект продуктивности/ Л.Г. Панфилова, Л.Ю. Монахова //Управление образованием: теория и практика. – 2017. – №4(28). – С. 4- – 52.

  75. Певзнер М.Н. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО / М.Н. Певзнер, Е.Е. Шестернинов // Завуч. – 2004. – №5. – с. 11 – 18.

  76. Петровский В.А. Логика «Я»: персонологическая перспектива: монография. – М.: Изд-во САМГУ, 2009. – 303 с.

  77. Панфилова А.П. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов // Современные технологии управления. – 2016. – №12 (72).

  78. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение = Pedagogical Review. – 2017. – № 2 (16). – С. 87– 91.

  79. Подготовка тьютора к тьюторскому сопровождению обучающихся. – URL: https://www.sites.google.com/site/tutorsoprovogdenie/home. (дата обращения: 16.10.2020).

  80. Протопопова, В.А. Структурно-динамическая модель наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного профессионального педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – № 3. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN318.pdf.__ (дата обращения: 06.10.2020).

  81. Репина О.К. Гуманитарно-педагогические компетенции наставника. Модель Университета Талантов Республики Татарстан // Среднее профессиональное образование. – 2020. – №7. – С. 28 – 32.

  82. Темняткина О.В. Выявление потенциала для развития педагога на основе анализа сформированности компонентов деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – URL: http://web-bic.irro.ru/bks/stat-15-42.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

  83. Теплов А.О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник. – 2011. – Вып. 28. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-effektivnosti-nastavnichestva (дата обращения: 06.10.2020).

  84. Тренинг-Бутик // Сайт ООО «Центр развития корпоративной культуры. – URL: http://www.tboutique.ru/theme-guidance.html. (дата обращения: 06.10.2020).

  85. Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования: монография. – СПб - Самара, 1993. – 394 с.

  86. Фомин Е.И. Педагогический потенциал наставничества в контексте современных требований к подготовке молодого специалиста // Образование. Наука. Научные кадры. – М.: ЮНИГИ-ДАНА, 2012. – № 3. – С. 254 – 256.

  87. Фролова С.В. Наставничество и менторинг /С.В. Фролова, Н.Д. Базарнова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №61-2. – С. 213 – 215.

  88. Челнокова Е.А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е.А. Челнокова, З.И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т.6. – №4. – С. 11 – 26.

  89. Червонный М.А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение = Pedagogical Review. – 2017. – №3 (17). – С. 16 –23.

  90. Черникова Е.А. Личность наставника как условие профессиональноличностного становления специалиста социальной службы // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2012. – №9. – С. 106 –108.

  91. Чернышова Н.С., Пащенко Е. В. О применении программно-методических комплексов серии «Школьный наставник» // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 69 – 75.

  92. Шефство-наставничество в работе с начинающими учителями Алтайского края: методические рекомендации / авторы-сост. И. И. Дранникова, Н. Г. Калашникова, Иванов Г. Е. и др.– Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2015. – 76 с.

  93. Черемисина В.Г. Тьюторские технологии в развитии профессиональных компетентностей руководящих и педагогических кадров // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – т.2. – №2(49). – С. 37 – 46.

  94. Чуланова, О.Л., Тимченко Я.А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления. – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/13EVN116.pdf. (дата обращения 10.10.2020 г.).

  95. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grudlagen [Послесловие А.В. Брушлинского и др.]. – М.: Наука, 1998. – 336 с.

  96. Щербакова Т.Н. Щербакова Е.В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. 19 конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 18 – 22.

  97. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний // Стратегии бизнеса: анализ, прогноз, управление: электронный научно-экономический журнал. – 2017. – №6 (38). – С. 8 – 13.

Электронные ресурсы

Платформа по наставничеству «НАСТАВНИК.РФ» Платформа объединяет крупные организации и верифицированных наставников из разных сфер. Вы можете найти одного из них для себя или присоединиться к сообществу наставников.
https://наставник.рф/

«Сообщество наставников» в социальной сети «ВКОНТАКТЕ»
https://vk.com/ya_nastavnik

«СМАРТЕКА» - платформа обмена практиками устойчивого развития 
https://smarteka.com/

Официальный сайт Росмолодёжи
https://fadm.gov.ru/

Цифровая платформа «Добро.рф»
Крупнейшая платформа для добрых дел 
https://dobro.ru/