Внутренняя система оценки качества образования − совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку:
- качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений;
- качества реализации образовательного процесса;
- качества образовательных результатов обучающихся и выпускников ОО в степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений.
В образовательной организации разрабатывается Положение о внутренней системе оценки качества образования. Данный локальный акт утверждается в соответствии порядком утверждения локальных актов, предусмотренных уставом образовательной организации на основании ч.3 ст. 28 и в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные цели, задачи, функции и принципы внутренней системы оценки качества образования
Целями внутренней системы оценки качества образования являются:
- формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы школы.
Задачами построения внутренней системы оценки качества образования являются:
- формирование единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению;
- формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- осуществление самообследования состояния развития и эффективности деятельности Учреждения;
- определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности государственным требованиям;
- определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
- определение рейтинга педагогов и стимулирующих доплат им;
- расширение общественного участия в управлении образованием в Учреждении.
В основу внутренней системы оценки качества образования положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Учреждении.
Основные функции ВСОКО:
- обеспечение качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений;
- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся;
- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития Учреждения;
- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;
- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии Учреждения, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.